Мир интересен, изучай его каждое мгновение

Разработки уроков

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 
  
Предлагаю полную методическую разработку пяти уроков по теме "Квадратные неравенства". Данная разработка была номинирована на Всероссийском открытом конкурсе "Учебно-методическое обеспечение - электронные образовательные ресурсы в современной школе"

Материалы можно скачать по адресу : http://www.ict.edu.ru/eor2008 или по ссылкам ниже


Конспект урока №1(метод систем)
Конспект урока №2 (графический метод)
Конспект урока №3 (метод интервалов)


Шаблон к уроку для повторения алгоритма решения квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции










Просматривая всевозможные электронные ресурсы, предназначенные для использования в процессе обучения, можно заметить их одностороннюю направленность. Чаще всего использование на уроках ИКТ сводится к наглядному представлению нового материала с использованием средств мультимедиа. Несомненно, это обосновано и целесообразно. Такой подход делает преподавание более интересным и занимательным. В 2007 – 2008 годах, работая в творческой группе учителей математики г.Омска над темой «Методические аспекты применения ИКТ на уроках математики», мною был разработан блок уроков по теме « Квадратные неравенства», при проведении трёх из которых использован такой подход. Например, на уроке №1 «Квадратное неравенство и его решения» по теме «Квадратные неравенства», при объяснении нового материала с использованием последовательной демонстрации элементов слайдов и самих слайдов, удаётся не только привлечь внимание учащихся красочностью изложения материала, но и сконцентрировать их внимание на важнейших этапах объяснения. В результате без труда удаётся организовать исследовательскую работу. Хочу так же заметить, что точно просчитанные интервалы времени между сменой элементов слайдов и самими слайдами, дают возможность учителю беззаботно вести диалог с учащимися, уделяя им всё своё внимание. Удобен такой подход и при первичном контроле, вовремя осуществления самопроверки учащимися. Рассмотрим, например элементы урока №3 «Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции» по данной теме. На этом уроке после самостоятельного решения учащимися заданий осуществляется самопроверка по готовому решению, которое демонстрируется поэтапно, в обратном порядке от ответа к началу решения с использованием анимированных слайдов. Привлекать внимание учащихся, которые, сопоставив свой ответ с эталоном, нашли его неверным, нет никакой необходимости, но, осуществляя проверку снизу вверх, учащиеся более глубоко вникают в алгоритм решения заданий. Каждый шаг при просмотре решения становится для них открытием. и т.д. Использование мультимедиа очень актуально и просто при демонстрации образцов решений с заранее продуманным оформлением. Для примера рассмотрим элементы того же урока: после формулировки алгоритма решения квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции и фронтальной работы, учащимся предлагается решить неравенства х2 – 3х + 2 ≤ 0, х2 + 3х + 5 < 0, 4х2 – 4х + 1 > 0 с помощью графика квадратичной функции а) одно, но с контрольной проверкой учителем; б) два, но с возможностью консультации учителя по решению одного из неравенств без снижения оценки; в) три, но с возможность проверки правильности выполнения каждого шага решения, с помощью специально созданного во Flash тренажёра, без снижения оценки. Естественно после такой организации работы встаёт необходимость обобщение единичных знаний в систему при максимальной экономии времени и тут на помощь приходит мультимедиа. Экономия времени за счёт демонстрации - наиболее часто используемый приём, но есть в этом и недостаток (в основном только визуальный способ восприятия информации). Этого можно избежать, так как в настоящее время преподавание информатики в большей части школ начинается с 8 класса, а в некоторых и с начальной школы. Поэтому к концу 8 класса практически все учащиеся уверенно владеют основными офисными программами, такими как текстовые редакторы, простейшие графические редакторы, табличные процессоры и программы для создания презентаций. Практически все школы оснащены компьютерами, хотя и не на каждого учащегося, но, во всяком случае, не менее 8 компьютеров имеется в компьютерном классе любой общеобразовательной школы. Есть и прочие технические средства обучения. Учитывая вышесказанное, вполне логично было бы использовать имеющиеся ресурсы знаний и техники на уроках любого предметного цикла. Например, мною на уроках используются заранее созданные интерактивные шаблоны, позволяющие выполнять задания учащимся, управляя заготовленными эскизами графиков, наборами необходимых элементов. В частности на уроке № 3 «Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции» по теме «Квадратные неравенства» при актуализации знаний учащимся предлагается сопоставить формулам заданных квадратичных функций соответствующий эскиз графика. Во время демонстрации flash 1- ролика учащиеся просто перетаскивают эскизы графиков, используя мышь или возможности интерактивной доски. При изучении темы на уроке №5 «Метод интервалов» по теме «Квадратные неравенства» вовремя актуализации знаний решается квадратное неравенство графическим способом с помощью интерактивного flash – ролика 1, позволяющего выбрать соответствующий эскиз графика и разместить его в прямоугольной системе координат (путём перетаскивания), отметив соответствующие точки пересечения эскиза графика функции с осью Ох и знаки значений функции на образовавшихся интервалах занести ответ в заранее заготовленное текстовое поле. При объяснении нового материала проводится эксперимент с использованием интерактивного flash2-ролика «Значение квадратного трёхчлена на промежутке». Учащиеся подбирают значения пробных точек на промежутках, которые затем вводятся в заготовленное текстовое поле, после нажатия на кнопку «Значение квадратного трёхчлена в пробной точке», получают соответствующее значение квадратного трёхчлена на каждом промежутке и его знак. Далее перетаскивается соответствующий знак на интервал. Затем вводятся пояснения о том, что ось ординат становится лишней при данном подходе к решению. Ось ординат убирается путём её перетаскивания в нижний слой правой части шаблона. Благодаря такому подходу всё внимание учащихся концентрируется на наиболее важных этапах решения. Выполнение арифметических действий и определение знака числа не отвлекают их внимания. Отработка данных навыков практически на каждом уроке актуальна, но не вовремя объяснения нового материала. На этом же уроке происходит дальнейшее совершенствование навыков работы учащихся на ПК. На этапе контроля и самопроверки знаний учащимся предлагается выполнить задания, а решения оформить на ПК с использованием готовых электронных бланков, в которые учащимися без труда вводятся данные, соответствующие заданию. Оформленные решения демонстрируются с использованием компьютерной сети и средств мультимедиа, при этом заметно экономится время. Не каждый ученик способен изучив теорию, безошибочно применить полученные знания. Необходим творческий подход учителя к использованию технических средств обучения. Сейчас много программ, не сложных в освоении с помощью которых возможно создание учителем интерактивных обучающих программ, дающих каждому ребёнку возможность проверки каждого шага своей деятельности и получения в нужный момент соответствующих справок. Я в своей практике использую такую программу как Macromedia Flash, с помощью которой создаю интерактивные обучающие проекты, а также и контролирующие тесты произвольной формы. Например, на уроке №3 «Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции» по теме «Квадратные неравенства» мною, как было сказано ранее, учащимся предлагается тренажёр по решению квадратных неравенств графическим способом. В этой программе учащиеся пошагово в соответствии с алгоритмом решают каждое неравенство. Выполнив определённый этап, нажимают на кнопку «проверить ответ» и получают ответ «задание выполнено, верно». Затем нажимают кнопку «далее». В случае, если ответ неверен, учащийся не может двигаться дальше, кнопка не активируется, и он вынужден искать верный ответ. Решив верно первое неравенство, учащийся получает возможность приступить к решению следующего. и т.д. Часто в учебной практике встаёт вопрос о недостатке учебного времени, компьютерный класс с возможностями локальной сети позволяет его экономить. Для более ясного понимания, приведу пример, разделив класс на группы на уроке №9 «Решение квадратных неравенств» по данной теме, в итоге мы всё же нуждаемся в публичном представлении результатов работы всему классу. Естественно некоторая часть материала может быть отражена на доске, но для оперативного представления остальной части, возможно, её компьютерное оформление в процессе решения непосредственно по сети на компьютере учителя и дальнейшая демонстрация с помощью средств мультимедиа. Особенно важное значение технические средства обучения имеют на уроках обобщения и систематизации знаний. Рассмотрим, например урок №9 «Решение квадратных неравенств» по теме «Квадратные неравенства». После актуализации знаний, которая естественно проходит не без использования мультимедиа, учащимся предлагается в звеньях выполнить задания предполагающие кооперировано-групповую форму работы с дальнейшее защитой у доски решений заданий предложенных звену одним из членов звена по выбору учащихся. Разумно предложить учащимся оформить решение на ПК по нескольким причинам. Давая задания звену, каждый учитель догадывается, что в звене образуется так называемый мозговой центр, а остальные учащиеся примут пассивную позицию. Оформление решения на ПК поставит их перед необходимостью возложить часть работы на других членов звена. Чаще всего такую работу любят дети не всегда решающиеся высказывать свои мысли вслух из-за неуверенности и прочих психологических или физических барьеров. Обрабатывая решение на компьютере, они лучше вникают в ход решения и имеют возможность внести в него свои изменения.
На сегодняшний день благодаря поставленным в школы интерактивным доскам появилась возможность при защите своих решений учащимися у доски делать электронную запись, что даёт возможность незадействованным членам звеньев, которым на понимание материала в силу своих индивидуальных особенностей требуется больше времени, воспроизвести ход решения в спокойной домашней обстановке и разобраться. На данном уроке такая запись крайне необходима. Каждый учитель, понимая неэффективность традиционных форм обучения в современной школе, ищет и пытается применять в своей деятельности коллективные формы учебной работы. Одним из недостатков, которых, является нерациональность использования учебного времени для учащихся с различным уровнем учебных возможностей, особенно сильных учащихся, учащихся - с нерастраченным творческим потенциалом. Именно этим детям учителю практически никогда не хватает времени уделить внимание и именно на этих детей учитель обычно возлагает часть своей работы, так как не в силах обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся самостоятельно. Этого можно избежать. У каждого учителя имеется накопленный годами методический и дидактический материал по различным темам своего курса. Удобно структурировать его и представить в электронном варианте так, чтобы каждый ребёнок мог получить полную консультацию по любому интересующему вопросу, вызвавшему затруднение, не обращаясь непосредственно к учителю или одноклассникам. Такую методическую копилку в силах создать практически каждый педагог, так как в настоящее время редко встретишь учителя не умеющего делать хотя бы компьютерные презентации и гиперссылки в них. Двигаясь по лабиринтам правил, алгоритмов, схем ученик способен почерпнуть немало нужной для себя информации, но по настоящему ценен будет его «багаж знаний», если он сможет применить его на практике и тут опять целесообразно использовать технику, в частности компьютерные тесты, которых в наше время достаточно разработано. Достаточно также и программ для их автоматического создания. На уроке № 10 «Решение квадратных неравенств» по теме «Квадратные неравенства» я использую специально созданную мной в программе Macromedia Flash программу корректировки после выполнения учащимися самостоятельной работы по решению заданий репродуктивного уровня. С данной программой работают учащиеся допустившие ошибки в заданиях самостоятельной работы. Корректируя ошибки, с использованием имеющегося справочного материала они добившись полного успеха, переходят к заданиям следующего уровня сложности. Программа представляет собой циклический тест из 8 заданий с 6 вариантами ответов.. Для использования программы достаточно иметь программу Internet Explorer или Macromedia Flash Player версии не ниже 6. Если учащийся выполняет какое-то задание неверно, то ему предлагается справка и возврат к неверно выполненному заданию. Если учащийся отказывается от справки, то ему предлагается решить аналогичное задание. Если и оно решено не верно, то ему предлагается рассмотреть пример с аналогичным заданием и вернуться к неверно выполненному заданию. Если учащийся отказывается, он решает аналогичное задание и если опять ошибается, то возвращается к первому заданию решаемого блока (блоков 8) и так до тех пор, пока задание каждого типа не будет решено, верно. В результате ученик получает оценку « 3» и имеет право решать задания более сложного уровня или в случае неудачи пойти за консультацией к учителю. Данная программа, как и все flash–ролики используемые мной при изучении темы «Квадратные неравенства», а также планы-конспекты уроков и демонстрации презентаций выложены на Омском образовательном сервере на странице ВМО учителей математики. К сожалению, они размещены в архиве (для экономии дискового пространства) и поэтому для полноценной демонстрации их необходимо предварительно извлечь из архива. Программа в размещённых материалах дана в одном варианте, но прилагается Flash-файл с помощью которого, легко поменяв задания местами мы можем получить более 4 вариантов, а следовательно одновременно за одним ПК может работать более 4 человек. Подводя итог вышесказанному, хочу заметить, что в образовательном процессе для достижения положительных результатов для повышения учебной мотивации целесообразно более активно привлекать учащихся и учителей к использованию всех возможностей средств ИКТ имеющихся в школе, естественно в разумных пределах.

 Учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 116 » г. Омска Губарева Галина Владимировна.

ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий